Консультация для родителей «Музыка, живущая рядом»
Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.
Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами.
Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.
Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.
Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.
Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
Металлические банки разных размеров;
Стеклянные бутылки и фужеры;
Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски и многое другое, из чего можно извлечь звуки.
Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми.
Все, что нас окружает, может звучать:
· пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;
· пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;
· пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;
· трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.
Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным (см. электронную консультацию «Звуковая сказка»):
барабан – это гремит гром или идет медведь;
колокольчик – капли дождя, капель;
шуршание бумаги – ветер или падающие листья;
расческа – жужжание пчел;
пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки;
терка с наперстком – звук пилы.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗУЯ ТЕХНОЛОГИЮ АППЛИКАЦИИ
Элементарное музицирование с дошкольниками
Консультация для родителей
Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.
В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.
Дети любят веселье, смех, движение, их привлекает необычные по виду музыкальные инструменты они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать. Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).
Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого к сложному».
На практике системное проявление принципа от «простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира.
Даже самые маленькие дети способны импровизировать. Рожденная
фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.
Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.
Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков, дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую
эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение
находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».
Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие инструменты. Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.
«Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой. Исполнять метрический пульс под музыку различного характера. Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов, а также самодеятельных.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.